Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Шарыповского муниципального округа Детско-юношеский центр

МБОУ ДО ШМО ДЮЦ

Поиск
Close this search box.

Мой дедушка — испанец

Я Арноси Кристина ученица 5 класса Большеозерской основнойобщеобразовательной школы № 10 посещаю Краеведческий кружок второй год. И сейчас я определилась, что буду работать над своей родословной. Первое о чем я задумалась написать, это моем дедушке по маминой линии Арноси Мигеле Мирандо.

Мне всегда было интересно, почему мой дедушка Миша в документах значится как Мигель Мирандо? И почему его все называли испанцем? Сейчас я получила возможность узнать об этом глубже. Оказывается вести поиск это нелегко. Возникает множество вопросов, а ответить на них не всегда может моя бабушка Нестерова Зинаида Антоновна. Поэтому мне с моим руководителем приходилось работать с людьми, хорошо знавшими моего дедушку и работавшими с ним. А также с научно-популярной и исторической литературой, с интернетом, откуда я узнала о родине Арноси Мигеля Мирандо, о том, почему он и другие дети вынуждены были эмигрировать в другие страны, почему в свое время они не были возвращены на родину? И как жилось им в детских домах СССР? И многое другое.

В этом 2012 году исполняется 75 лет со дня приезда в нашу страну около 4 тысяч «детей гражданской войны» из Испании. Среди них был и мой дедушка Арноси Мигель Мирандо. Вот почему я считаю, что тема, которую я выбрала, является актуальной, так как она отражает маленькую частичку истории двух стран Испании и СССР. А еще 2011год был объявлен годом Испании в России.

Проблемой является то, что нет больше с нами моего дедушки Миши, так называли его мои родные и окружающие его люди. Он умер 18.10.2000г. Но ведь его, как и многих испанских детей закружило колесо истории.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

МОЯ ЦЕЛЬ:

Описание судьбы испанских детей в СССР в лице Арноси Мигеля Мирандо.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомиться с малой и большой Родиной дедушки Миши;

2. Узнать, почему Мигель Мирандо и другие дети вынуждены были эмигрировать за границу;

3. Узнать где и как проходила жизнь моего дедушки и его брата и сестры до совершеннолетия;

4. Выяснить, как сложилась их дальнейшая судьба;

5. Написать историю жизни и создать презентацию «Мой дедушка испанец».

1. КАКАЯ ОНА, ИСПАНИЯ

Первое о чем я хочу рассказать – это об Испании. Испания, официально — Королевство Испания — государство на юго-западе Европы. Занимает большую часть Пиренейского полуострова. Столица Мадрид. Согласно одной из версий, название страны происходит от финикийского выражения «и-шпаним» — «берег кроликов» Испания занимает площадь около 505т.кв. км, являясь четвёртой по величине страной в Европе после России, Украины и Франции. Средняя высота Испании 650 метров над уровнем моря. В 2009 году в Испании проживало 47 миллионов человек. Согласно генетическим исследованиям, проведённым в 2008 году, 20% современного населения Испании имеет еврейские корни, а 11% имеют арабские и берберские корни.

Народы: испанцы (хотя каталонцы и баски борются за свою независимость). Язык: кастильский диалект испанского языка (а также каталонский, галисийский и баскский). Религия: 90% римский католицизм. Отрасли народного хозяйcтва: текстильная и легкая промышленность, пищевая промышленность и производство напитков, металлообрабатывающая промышленность, химическая промышленность, кораблестроение, туризм. Главные партнеры: Европейские страны (Франция, Германия, Италия, Португалия, Объединенное Королевство, Бенилюкс), США.

Климат Испании можно считать одним из главных ее естественных ресурсов. Почти вся Испания находится в субтропическом климатическом поясе. Среднее количество солнечных дней в Испании составляет 260—285. Это одно из самых тёплых государств Юго-Западной Европы. Зимой температура опускается ниже нуля обычно только в центральных и северных районах страны. Летом температура поднимается до +40 градусов и выше.

На побережье Испании насчитывается более двух тысяч пляжей. Каждое утро машины чистят набережную и песок, а за ними идут рабочие, подбирающие мусор вручную. Везде стоят не менее чем три контейнера для раздельного сбора мусора. На море можно увидеть катера, собирающие плавающий мусор.

Испания сейчас девятая экономическая сила в мире. И хотя традиционно это сельскохозяйственная страна, Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, нефтепродуктов и химических товаров. Испания занимает первое место в мире по производству оливкового масла, плодоовощных и рыбных консервов. По производству виноградных вин третье после Франции и Италии место, но претендует на первое. Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов, крупным экспортёром свежей рыбы.

К 2014 году Испания намерена иметь миллион электромобилей, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии. Испанское экономическое чудо во многом осуществилось благодаря открытию Испании как мирового курортного центра. Наиболее известные курорты Коста-Брава, Коста-Дорада, Коста-дель-Соль, Коста-Бланка, Сантандер. Испания – это родина корриды, хотя сейчас в некоторых провинциях она запрещена и это правильно, потому что убивать бедных животных (быков) ради зрелищных удовольствий это не честно. Об Испании я не знала почти ничего, но теперь я знаю — эта страна богатой истории и культуры. Покорение испанцами Нового Света многое поведало об этой стране. Испания еще знакома и по литературным произведениям. Она является родиной Дон-Кихота и его верного оруженосца Санчо Панса, Кармен, и Дон-Жуана.

2. САНТАНДЕР – ГОРОД, ГДЕ РОДИЛСЯ АРНОСИ МИГЕЛЬ МИРАНДО

Мой дедушка родился 1 сентября 1926 года в Испании в городе Сантандер. В семье Мигеля Мирандо и Дионисии. Я узнала, что Сантандер — крупный портовый город Испании, административный центр Кантабрии. Так испанцы называют прибрежную полосу Бискайского залива. Число жителей составляет 200 тыс. человек. Летом сюда приезжают огромное количество туристов, которых привлекают превосходные пляжи, возможно, самые чистые в Испании. Даже в курортный сезон здесь нет большого столпотворения. В городе возведены роскошные отели, казино, разбиты прибрежные парки. Районы Сантандера тянуться один за другим вдоль побережья. В городе имеется музей древней истории и археологии, морской музей, художественный музей, часовня Христа. Все музеи бесплатные. Экспонатов в музеях великое множество.

3. ВЫНУЖДЕННАЯ ЭМИГРАЦИЯ ИСПАНСКИХ ДЕТЕЙ

В 1936 году, после выборов, Испания была поделена на два противоположных лагеря: с одной стороны – республиканское правительство и его сторонники (союз коммунистов, социалистов и анархистов, ратующих за увеличение равноправия в обществе и уменьшение роли церкви) и с другой стороны – оппозиция националистов (правосторонний союз армии, церкви, монархии и Фаланг – партии с фашистскими убеждениями). Так началась гражданская война в Испании (июль 1936 — апрель 1939) в результате конфликта между Второй Испанской республикой в лице правительства испанского Народного фронта и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой, поддержанной фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией, которая в результате военных действий ликвидировала Испанскую республику и свергла республиканское правительство, которое пользовалось поддержкой СССР. Наши добровольцы воевали на стороне республиканцев. Об этой войне говорится в песне на стихи Михаила Светлова:

«Я хату покинул, Пошёл воевать,

Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать.

Прощайте, родные! Прощайте, семья!

«Гренада, Гренада, Гренада моя!».

Чтобы уберечь детей от бомбежек, голода и других ужасов войны, Республика отправляла их в Мексику, Канаду, Францию, Англию, СССР и другие страны. Именно тогда в 1937 — 1939 годы испанские дети были вывезены из воюющей страны в советский союз. Во время Гражданской войны, из Испании эмигрировало в разные страны более 32 тыс детей в возрасте от 4 до 15 лет. Для того времени это была поистине невиданная эмиграция детей.

4. ИСПАНСКИЕ ДЕТИ В СССР

75 лет назад, весной 1937 года, восемь месяцев спустя после начала Гражданской войны в Испании, в Советский Союз из Валенсии прибыл первый корабль с испанскими детьми-беженцами на борту. Их было всего 72 человека. Но следующий корабль «Sontay», пришвартовавшийся в Кронштадте в июле 1937 года, уже привез в Советскую Россию 1499 ребят разного возраста. Так началась долгая эмиграция многих тысяч испанских детей.

В СССР в период с марта по сентябрь 1937 года было отправлено около 4 тыс. детей из наиболее пострадавших от войны провинций. В Испании их именуют «детьми войны», а в СССР называли «советскими испанцами. Если в большинстве стран, приютивших у себя малолетних испанских эмигрантов, дети в основном распределялись по семьям, то в Советском Союзе для эвакуированных из Испании детей, родители которых сражались за независимость своей родины, были созданы специальные детские дома-интернаты, в которых дети жили и учились. При них были как испанские, так и советские воспитатели, преподаватели и врачи. Курировал деятельность детских домов созданный при Наркомпросе специальный «Отдел детских домов специального назначения». «Учреждение для испанских детей именуется и является по существу детским домом со школой при нем. К концу 1938 года в СССР было 15 детских домов для испанских детей: десять в РСФСР (среди которых один — N10 в городе Пушкине под Ленинградом — специально для дошкольников), а пять других — на Украине.

В России детские дома в основном были сосредоточены под Москвой и Ленинградом и для их создания были использованы дома отдыха ВЦСПС, старые дворянские особняки. На Украине эти детские дома создали в Одессе, Херсоне, Киеве и Харькове. Во время Великой Отечественной войны большинство «испанских детских домов» было эвакуировано в Среднюю Азию, Башкирию, Поволжье, на Северный Кавказ и в Грузию. Весной 1944 года более тысячи детей вновь были привезены в Подмосковье, часть осталась в Грузии, Крыму, Саратове. Во главе такого детского дома стоял директор, имеющий следующих заместителей и помощников: по учебной работе, по политико-воспитательной работе /кандидатуры на эту работу подбирались непосредственно ЦК ВЛКСМ и утверждались как ЦК Комсомола, так и НКП РСФСР/, по административно-хозяйственной работе.

В каждом «испанском» детском доме была начальная школа, лишь в некоторых была средняя школа. Во многом именно из-за этого, достигнув 16 лет, когда по возрасту они должны были продолжить обучение в профтехучилищах или в школах фабрично-заводского обучения (ФЗО), испанские ребята из-за низкого уровня общего образования оказывались не способными к более специализированному обучению. Преподавание велось на испанском, а русский давался как иностранный язык. Но программа школьного обучения была советской, переведенной на испанский язык.

5. БЕЗ ПРАВА ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ

В 1939г. после окончания гражданской войны в Испании все дети, находящиеся в других странах, вернулись на родину. Но на чужбине надолго задержались те из них, кто эмигрировал в Мексику и особенно в Советский Союз. Но если испанским иммигрантам в Мексике было легче, хотя бы потому что языковая среда была той же, что и на родине, то оказавшимся в СССР пришлось многое пережить, прежде чем они смогли адаптироваться к русской реальности. Советское правительство не отдало испанских детей родителям по политическим причинам. Оно заявило, что «не отдаст детей в руки хищного франкисского режима». Многие дети так и не обрели в СССР новой родины.

По достижении ребятами-иммигрантами 16-летнего возраста, конечно, вставал и вопрос о гражданстве. Формально испанцы имели право выбрать гражданство, но этим испанцам-беженцам, проживавшим в СССР, в таком праве фактически было отказано. Уговорами или более жесткими методами («была проведена работа по принятию советского гражданства») их заставляли отказаться от испанского гражданства и принять гражданство советское. Кроме правильных вопросов о том, смогут ли они вернуться в Испанию и пр., у некоторых ребят можно было заметить полное отсутствие всякого интереса в отношении СССР и вопросов революции. Они только хотят жить по возможности лучше. Если принятие гражданства им поможет жить лучше, то им больше ничего не нужно». Такое насильственное принятие советского гражданства в последующем стало для многих испанцев одним из препятствий для возвращения на родину.

В 1947-1948 гг, почти все детские дома были расформированы. Последний был закрыт 1 сентября 1951 г.

6.ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ ИСПАНЦЕВ

В связи с началом Великой Отечественной войны все детдома из Ленинграда, Москвы и Украины осенью 1941 года были эвакуированы в Среднюю Азию (Коканд, Ташкент, Фергана, Киргизия), Поволжье (Саратов, Саратовская и Сталинградская области), Башкирию (Уфа) и на Алтай.

Конечно, в условиях войны нечего было и говорить о благоустроенности, и власти пытались делать для испанских детей все, что могли. И все же испытать им пришлось немало. Жили в почти не отапливаемых помещениях, спали многие по двое в постели. Под кровать использовали даже двери, оконные рамы, столы. Из-за отсутствия дров не стирали постельное и нательное белье и не мыли детей по 1-1,5 месяца, дети пили сырую воду. Питались скудно: «На завтрак хлеб и кофе (иногда без сахара), обед — хлеб и щи или суп-лапша постные, на второе иногда давали картофель, ужин — чай с хлебом. Дети из-за стола вставали голодными» (из того же отчета). Конечно, дети болели — туберкулезом, дизентерией, авитаминозом.

Вот выдержки из письма испанской воспитательницы В.Мартинес, работавшей в детдоме, эвакуированном в Залесский район Алтайского края: «После десятидневного путешествия мы прибыли в Барнаул и нам сказали, что нас отправят в великолепный санаторий. Но радость наша была непродолжительной… Мы спим просто на полу. Тут нам даже воду не продают. Они хотят одежду или хлеб. Мы терпим большую нужду, но переносим все очень стойко… Через неделю /по прибытии/ несколько детей пришлось отправить в госпиталь, между ними Хулито, о котором через месяц нам сообщили, что он умер. Через несколько дней от гангрены на ноге умерла Луиса Ковшелы Ласкано и еще через несколько дней Росс дель Боскэ… Мы очень мерзнем, так как печи не греют. По ночам мы плачем от холода и не можем уснуть. У меня коченеют руки, и я не могу описать тебе своих страданий».

В начале Великой Отечественной войны 800 испанцев добровольно вступили в ряды Красной армии — это были политические эмигранты, которые после окончания гражданской войны в Испании приехали в Советский Союз, и те дети, которые ко времени начала Великой Отечественной войны достигли призывного возраста. На полях сражений навсегда остались 207 испанцев. С 1941 по 1950 годы от голода, тифа и туберкулеза умерли еще 215 человек. Многие участвовавшие в войне испанцы были награждены орденами и медалями за боевые заслуги. А в ноябре 2002 года в Москве в Парке Победы открыт памятник испанцам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

7) СЕМЬЯ АРНОСИ МИГЕЛЯ МИРАНДО

В семье Арноси Мигеля и Дионисии было шестеро детей. Когда началась гражданская война в Испании, отец дедушки, а мой прадед Мигель ушел на войну. Осталась Дионисия одна с оравой ребятишек на руках. Голод и страх за жизнь детей в условиях войны толкнули женщину, согласиться на вывоз троих старших детей в СССР. Тем более что обещали вернуть их сразу же как все утихнет. Многие родители отправляли своих детей на чужбину, думая, что это ненадолго — пока не утихнут бои и бомбежки на родине. А маленьких она оставила при себе. Среди эмигрированных испанских детей были и мой дедушка Миша 1926 года рождения, и его сестра Анхелита (1925 г.р.), и брат Хесус (1932г.р.). Отправляла прабабушка Дионисия в надежде на скорую встречу. Но жизнь распорядилась иначе.. Дети взрослели, но выехать на родину не могли. Не было разрешения. Хесус и Анхелита работали на строительстве Метро в Москве.

А Мигель к этому времени связался с плохой компанией и за хулиганство был осужден. Отбывал он свой срок в г. Норильске. Здесь он и познакомился после освобождения с моей бабушкой Нестеровой Зинаидой Алексеевной. Понравилась ему красивая русоволосая девушка. Полюбили они друг друга. Зина приехала сюда к подружке, да и осталась здесь. Поженились. Брак зарегистрировали в ЗАГСе г. Норильска. При регистрации бабушка Зина оставила себе

свою фамилию Нестерова. Здесь же в 1955 году родился их первенец Леша.

После смерти Сталина, в 1956 году было разрешено первое возвращение в Испанию «детей гражданской войны», как их здесь называли. В 1957 году на пароходе «Крым», бесплатно как дети испанцев они поплыли к берегам родной Испании. Можно представить себе, что чувствовали Анхелита, Мигель и Хесус, ступая на родной берег Сантадера. Их встречали родные мама, братья и сестры, оставшиеся там, на родине в отчем доме. Вот тогда они и узнали, что их отец погиб – его расстреляли фашисты.

В свое время испанское правительство, приняв решение дать всем испанским эмигрантам в СССР возможность вернуться на родину, приняло также и специальное постановление о помощи реэмигрантам. Эта помощь заключается в назначении всем возвращающимся пособия и предоставлении жилья в тех местах, откуда эмигранты родом. Но не у всех местных властей есть возможности быстро решить вопрос с квартирами.

В Испании Арноси Мигель Мирандо со своей русской женой Зиной и сыном прожили один год и вернулись обратно в Россию в родные места Зинаиды Красноярский край, Шарыповский район. Причиной явилось отсутствие жилья. Здесь в Сибири он проработал шофером более 40 лет и за все это время он показал себя настоящим профессионалом, безотказным работником Его уважали и ценили товарищи по работе и друзья. Здесь родились у них еще трое детей: Миша – 1958 года рождения, Лена 1963 года рождения и моя мама Людмила 1976 года рождения .Дедушка очень сильно любил своих детей. Они вспоминают, что каждый раз приходя с работы, он привозил им что-нибудь сладкое.

8) НОСТАЛЬГИЯ

Деда Миша никогда не роптал, ни кого не винил, что пришлось вторично покинуть родные места и приехать в далекую сибирскую глубинку, чтобы навсегда остаться здесь. Но свою глубокую тоску по родине Испании он выражал в песне за рюмкой вина. Его любимая песня «Здесь под небом чужим»:

«Здесь под небом чужим, я — как гость нежеланный,

Слышу крик журавлей, улетающих вдаль.

Сердце бьется сильней, вижу птиц караваны,

В голубые края провожаю их я….»

Такие простые сердечные слова и навернувшиеся слезы говорили о многом… Что родина тянет к себе, как ни хотел бы он, а тянет. Более 70 лет прожил дедушка среди русских, а говорил по-русски с сильным акцентом.

Умер мой дедушка Арноси Мигель Мирандо в селе Большое Озеро 17 октября 2000 года, здесь и похоронен вдали от родины. А я родилась днем позже 18 октября. И никогда не видела его, но я знаю, что мой дедушка Миша был очень хорошим человеком. Я его очень, сильно люблю и горжусь им.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не по своей воле испанские дети потеряли свою родину и оказались в далеком Советском Союзе. Вынужденные расти, воспитываться, учиться и жить в чужой среде, многие из них так и не приобрели в лице СССР новой родины. Немногие из них смогли адаптироваться в новых, по сути чуждых им, условиях и немногие из них смогли в распавшемся впоследствии Советском государстве найти себя, семью, работу, друзей, родину. В настоящее время в «России живут около 250 человек. Те, кому это не удалось, всю жизнь мечтали вернуться. И когда это стало возможным, они бросили в России все и отправились в далекий, неизведанный путь.

Для многих это была первая встреча с родиной, состоявшаяся более 20 лет спустя. Уезжали не потому, что плохо было в России, а потому что родина. На то она и есть родина, чтобы тянуть, манить к себе, тем более — на склоне лет. А некоторым из них судьбой предназначено впоследствии обреченными на вечное скитание и вечную ностальгию. Ведь многие из детей, прибывших в СССР, остались здесь жить, а некоторые так больше никогда и не увидели своих родных.

Испанское правительство поддерживает оставшихся в России испанцев, предоставляя им пенсии и лекарства. Однако, несмотря на происхождение, знание языка, обычаи и культуры, «дети войны» в Испании считаются «чужими».

Когда я вырасту, получу образование, буду работать, то обязательно побываю в Испании, на родине моего дедушки, где веками из поколения в поколение жили и умирали мои предки по его линии. Пройдусь по тем местам, где в детстве, будучи ребенком, бегал мой дедушка Арноси Мигель Мирандо и положу цветы к могиле моей прабабушки Дионисии, познакомлюсь с родными людьми. И обязательно продолжу свою родословную.

Дата обновления страницы: 21.03.2021

Опрос (родителей и учащихся) в рамках НОК