Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Шарыповского муниципального округа Детско-юношеский центр

МБОУ ДО ШМО ДЮЦ

Поиск
Close this search box.

Величие рода писарцовых

Вступление

Для чего память человеку, чья жизнь короче века? В чем смысл того, чтобы помнить родственников до седьмого колена? Плохо не то, что мы не хотим помнить, а что забываем. Есть события, встречи и люди, о которых не должно забывать, иначе мы не сможем считать себя людьми. Ведь, кроме жизни одной личности, есть история племени, рода, родовая программа, в которой заложены не только проблемы и задачи, в ней находятся еще и возможности. П.А. Флоренский писал: «Жизненная задача всякого – познавать строение и форму своего рода, его задачу, законы его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою — как члена рода, как органа высшего целого».

Выполняя наставления ученого, в нашем школьном музее осуществляется проект «Генеалогия села Ораки». В рамках этого проекта и мой реферат «Величие рода Писарцовых». Да, вотчиной этой фамилии является село Гляден Шарыповского района, но и в нашем селе живут пять семей из этого рода.

Представляю вашему вниманию результаты проекта большого семейного сбора.

Сейчас можно восстановить данные практически о любом роде, пользуясь не только архивными данными и семейными воспоминаниями, но и обращаясь к журналам: «Историческая генеалогия», «Генеалогический вестник», «Известия русского генеалогического общества», «Летопись историко-родословного общества», а также на сайте в Интернете «Всероссийское Генеалогическое Древо» и к другим сайтам.

Цель: история Рода Писарцовых

В результате работы будут решены следующие задачи:

— проследить жизненный путь семи поколений семьи;

— рассмотреть традиции фамильной чести, основы культуры и духовного содержания жизни этой семьи;

— отразить в истории семьи историю страны с 1900 годов до начала 21 века,

— оказать методической помощи желающим родственникам познакомиться со своей родословной;

Актуальность. Наш российский генетик Тимофеев-Рисовский сказал : «Наследуется всё! Повторяю, наследуется всё!!!» Таким образом, в укреплении семейных устоев велико значение родовой культуры, которая предполагает: знание истории своего Рода, понимание законов его развития, осознание своих индивидуальных особенностей сквозь призму развития своего Рода, умение управлять наследственными факторами, опираясь на силу своего Рода. Семьи, которые владеют родовой культурой, а, следовательно, сохраняют, развивают и передают ее потомкам, жизнестойки и целеустремленны. Случайностей не бывает, не существует и совпадений, каждый факт, каждая идея вашей жизни заложены в человека, запрограммированы ещё задолго до его рождения. Не думайте, что вы просто так родились на свет. Человек не может изменить прошлое, он не может выбирать себе предков, но может стать достойным их и не уронить честь Рода. Каждый может гордиться своими предками, однако надо твердо помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины, человек в силах выбрать свое будущее. Понимая важность родовой памяти для нравственного становления, а возможно, и возрождения человека, священник отец Павел Флоренский рассматривал единство рода и личности. «История Рода, — говорил он, должна давать нравственные уроки и задачи». История Рода заставляет вспоминать о традициях фамильной чести, трудолюбии, с детства учит любить родных, помогать им, отвечать за то, что они родственники. И историю нашей страны можно изучать по истории жизни людей одного Рода. Это должно стать исходной мыслью для работы над летописью семьи.
Именно семья сохраняет, развивает и передает основы традиционной культуры и духовного содержания жизни от предков к потомкам и обеспечивает преемственность поколений не только в физическом, но и в нравственном, духовном смысле.

1. История моего исследования такова

В 1996 году ученик 8кл. Тарханов Сергей составил и нарисовал родословное древо Писарцовых, на котором было 154 человека. Главным источником для него была бабушка Перевалова (урожд. Писарцова) Аксинья Фроловна. Оно хранилось в музее. Приезжали родственники, срисовывали его, привозили фотографии, совет музея записывал их воспоминания. И вот в течение 2011 было решено начать подготовку и подготовить проведение семейного сбора Писарцовых. Создан был штаб по подготовке, в котором работали Малыхина Яна и Евдокимова Олеся, я и другие учащиеся под руководством учителя — краеведа Буркиной Елены Васильевны. В результате проведенного исследования древо разрослось до 305 человек. Какая работа была проделана? Писали письма, доставали сотовые и квартирные телефоны, большую помощь в подготовке оказал Интернет. В «Моем мире», в «Одноклассниках» создали группы «Писарцовы». В Интернете разместили объявление о большом Большой семейный сборе, который был проведен 7 июля 2012 года. На него съехались 114 человек из рода Писарцовых: с Дальнего Востока, Красноярска, Назарово, Абакана, Шарыпово, Ачинска, Юрги, Германии, Москвы и др. мест. Цель сбора — сохранение семейных традиций была достигнута, а вот другая — не менее важная — познакомить внуков, правнуков с большой родней, укрепить внутриродовые связи продолжается по сей день: молодые пишут очерки о старшем поколении для книги, создают видеофильмы, сообщества, уточняют данные о каждом для генеалогических росписей. На сборе один рассказ сменялся другим, по очереди выходили представители веточек рода и рассказывали о себе. Концертные номера также подготовлены Писарцовыми.

После торжества на берегу гляденского пруда — знаменательное место: там каскадом три пруда подряд соорудил когда-то Писарцов Иван Николаевич. Накрыли стол на поляне, пели задушевные песни, вспоминали предков, славили свою родню, чтобы писарцовскому роду не было переводу. На таких встречах не только память обогащается знанием истории семьи, истории рода, но и становится теплее, роднее великая история России. «Знать, чем занимались твои предки, какой вклад они внесли в благосостояние родной страны, понимать своё место в чреде поколений – душеполезно». (Лихачев Д.С.)

Переселение (поколение I)

Основоположник рода, Дмитрий Прокопьевич Писарцов, родился и вырос Дмитрий в селе Снагость ( произошло от древнерусского слова СНАГА — успех, удача) Рыльского уезда Курской области в семье крепостного крестьянина. Призыв молодого человека в России в то время в армию был рекрутским, помещику приходило требование выделить определенное количество рекрутов от определенного количества ревизских душ. Служить уходили на 25 лет. Призыв начинался в ноябре каждого года. Шли служить те, кому выпал жребий (примерно один из пяти), кого помещик указал. С Дмитрием распрощались родные, оплакали и расстались. Бог знает, увидятся ли еще. А он, отслужив почти 20 лет, вернулся, и его тут же прозвали Рубан — человек, которого рубили в бою, была у него рубленая рана. Возмужал, высокий, красивый, светло-русый, сильный мужик, верой и правдой отслуживший службу царю. Рассказывал, что после ранения приставлен был охранять монастырь. Старец научил его грамоте и философскому отношению к жизни, да разным житейским премудростями и мастерству строителя, кузнеца и многому другому. Дмитрию — Рубану уж пятый десяток пошел, когда полюбил 18 летнюю девушку, черноглазую Матрену, обвенчали их в церкви, и родилось у них пятеро детей. Последние годы были неурожайными, народ беднел. Вот и решил Дмитрий идти в Сибирь. Шутка ли до Сибири добраться. Староста общины оформил через земство с Писарцовым купчую на земельный надел, получил в Крестьянском банке ссуду и после Пасхи отправился. Маршрут ему был ясен: необходимо добраться до Самары через Курск, Воронеж, Саратов, а там люди подскажут.

Возможно, у Дмитрия были проходные свидетельства. На группу переселенцев заводилось такое свидетельство. В нем указывались все члены семей, их возраст в летах. Откуда они переселялись. И на некоторых указывался точный путь следования (через какие города) На этих проходных свидетельствах делались отметки чиновником пересыльных пунктов (в частности в Челябинске). Путь мог продолжаться и год, а иногда месяцы, путники испытывали страшные лишения: плохая обувь, ветхая одежда, скудное питание. Ночлег под открытым небом — голод, холод, болезни — спутники переселенцев.

Государство помощи на переселение не выдавало, поэтому обходились тем, что получали от продажи имущества, скота, земли, но это было не у всех, поэтому в тысячекилометровый, а то и более дальний путь крестьяне отправлялись буквально без копейки. Небольшие льготы переселенцам власти предоставляли лишь дважды – в 1896 году и во времена Столыпина – и только тем, кто переселялся по разрешению властей. Эти льготы сводились к списанию долгов, освобождению от уплаты налога на 1 – 3 – 5 – 8 лет и рекрутской повинности на 6 лет, к получению семенной и денежной ссуды в 20 – 25 рублей и 100 бревен для строительства избы.

На новом месте

Жизнь причудами полна, хитросплетеньем. Переночевав на постоялом дворе, Дмитрий утром пошел в земельный комитет села Шарыповского. Начальник, осмотрев высокого, плечистого светло-русого Дмитрия, сказал:

— Сам выбирай, где селиться, даю тебе три дня.

— А на новом месте можно?

— А это смотря, где выберешь?

Вышел Дмитрий из волостного управления и реченка бежит, пошел на восток по ее берегу. А вскоре и место приглядел, он, пожизненный крестьянин, мог определить и выбрать плодородную землю. Облюбовал это местечко и снова в земельный комитет. А был он толковым говоруном, способным договориться с властями. Договорился. Весь сентябрь Дмитрий был занят строительством землянки, копал с сыновьями яму, устанавливали в ней сруб. «Ничего, — думал Дмитрий, — землянка временно, она поможет перезимовать, а в следующем году дом построю». С большими трудностями обживались переселенцы Писарцовы, но к первому снегу успели, заселились.. В течение долгой зимы Рубан с подросшими сыновьями ходил на заработки по всей округе, плотничали, работали по найму.

Дмитрий, будучи грамотным человеком, в течение зимы написал на родину в Курскую область несколько писем и вызвал Синицына Семена Петровича с сыном Леоном, Филиппа Павловича Рыжих с сыновьями Григорием, Александром, Максимом, Иваном, Андреем, Любезных Алексея Яковлевича. Родственниками они ему были или друзьями, неизвестно пока. Вскоре они приехали, а кто и пришел и основали село Гляден Шарыповского района.

Лето подошло, Дмитрий был занят строительством. Бревна на дом готовы. Знал из бесед с монахами, что удача будет во всем, если начать строительство сруба дома в Великий пост (ранней весной) и в новолуние. Хорошая примета если строительство сруба по срокам захватит Троицу. Начинать строительство сруба надо только во вторник или в четверг. Печи нужно класть под новолуние (теплее будут), но ни в коем случае на убывающей луне. Если в строящемся доме первое основание заложит девица в этом доме, зимой всегда будет тепло.

В годы коллективизации 1930 году Рубан все нажитое сдал в колхоз. Рядом с домом кузница была, которую сам оборудовал и выстроил, ограду перегородил и кузницу в колхоз отписал.

Три сына у Дмитрия, всех пытался грамоте научить, лучше всех учение давалось Фролу, и читать, и писать быстро научился. Как же мечтал Рубан именно Фролу передать все жизненные понятия: любить дом родной и родную деревню, пашню и степь. Думал он о бесконечности жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о притягательной силе земли.

Речка Кадат, дороги, бесконечного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Как же хотелось ему решить кардинальную проблему: что есть Человек? в чем суть его бытия? «Пусть моим детям достанется доля лучше моей». Сыновья переженились, жили своими семьями. Жили простыми истинами: земля, труд, дом, — составляющим основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы, огорчения и заботы для Дмитрия, его поколения, его отца, деда и далее — в глубину прошлого — уходили проверенные искомые истины.

Дмитрий обрадовался революции, как же все равны будут. А вот гражданская война все перепутала, она заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе людей разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Человек — крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны. Дмитрий страдал, так как не мог переступить себя, свои принципы, то, что заложено с детства. Обыкновенный человек, понимающий необходимость революции, хочет, чтобы революция «не стреляла». «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди»… Помнил слова старца: «Мы должны оценить человека как человека, даже если он грешен, не симпатичен, озлоблен или заносчив. Нужно искать сердцевину, самое глубокое средоточие человеческого в человеке».

За что убили Фрола? (поколение II )

За что убили Фрола? Не отдавая себе отчета в привязанностях, в необходимости поступать по велению разума, он противился какому-либо нравственному диктату, потому что руководствовался сердцем. Деятельное добро — проявление непосредственного, сердечного внимания, которое никем не подписано и не запланировано – вот что важно. В его характере сосредоточены и выявлены крупно, убедительно начала гармонической личности. Душу его озаряли добрые и светлые чувства…

А как уверенно, с достоинством жил на новой родине в Сибири Фрол Дмитриевич! Каждую девятую пятницу он с братьями оправлялся на Параскевиевскую ярмарку в село Шарыповское. Народ на ярмарку собирался со всех окрестных деревень. Здесь он и разглядел будущую свою жену Марьюшку. Приглядывался к ней: невысокая, круглолицая, звонким голосом призывающая людей покупать у нее товар:

льняное сукно тонкое, белое и посконный холст, а уж как привозила на продажу портяночный тонкий, так его раскупали быстро, швеи подходили и заказывали редкую ткань для подкладки.

Марья и сама глаз не могла отвести от Фрола: высокий, черноглазый — нравился он ей. Это засидевшихся в женихах тогда не существовало, женись первый раз хоть в сорок, хоть в шестьдесят лет. А вот замуж выходить следовало до двадцати, максимум до двадцати трех лет, старше – засидевшаяся в девках. Ей было уже 20, а сердцу милого человека так и не нашла еще. И вот встретился, день и ночь о нем думала.

Вскоре отец Фрола Дмитрий Прокопьевич договорился строить дом в селе Кадат, оказалось, Марья жила в этой деревне. Молодые быстро договорились пожениться, и в Метрической книге Шарыповской Троицкой церкви появилась запись: «Деревни Гляден крестьянин Флор Дмитриевич Писарцов православного вероисповедания первым браком 19 лет 26 сентября 1905 года венчался из деревни Кадат с крестьянской дочерью Марьей Сидоровной Князевой, первым браком, 20 лет».

Фрол не нарадовался своей жене — проворной и трудолюбивой переселенке из Пензенской губернии. Жили душа в душу. Стали в семье Фрола рождаться дети: Улита 1906, Николай 1907, Ксения 1909, Петр 1910. Началась первая мировая война, Фрол был призван, но вернулся жив и невредим. На фотографии Фрол в парадной казацкой форме — таким вернулся с войны 1914 года. Фрол с братьями Трофимом и Григорием работал по найму, продолжали плотничать, строили дома в селе Шарыповское и по всей округе, одно время делал кирпичи в Ужуре. Жили хозяйством, земли было много. Развели коней, пахали, а вывозили снопы на больших быках. Советскую власть в 1917 году приняли. А вскоре Фрол был избран председателем управы села Гляден

Приговор №2

Шарыповский волостной исполком 26 января 1919

Шарыповским земским собранием — присутствовало 60 человек.

Постановили: избрать по большинству голосов председателем Управы д.Гляден Писарцова Фрола Дмитриевича с окладом 169 руб в месяц.

Вскоре Фрол написал заявление, что оклада в 169 руб. ему для содержания семьи недостаточно, он просит увеличить ему оклад до 250 руб. и заявление его было удовлетворено.

Председателю волости управы в виду его заявления служить за 250 руб. в месяц оставить и положить ему 250 руб.

Его члену управы 180 руб.

Секретарю 50 руб. с 15 апреля 1919г. (Шарыповский районный архив, Фонд 76 Ед хранения 1-10)

Кто прав, кто виноват в страшной гражданской войне — рассудит история. Да только жизнь у Фрола оказалась короткой, был арестован по доносу колчаковскими карателями в апреле 1919 года. Пришли солдаты и забрали всю семью, братьев Фрола Григория и Трофима, жену Марию. Расправа быстрая: всех приговорили к расстрелу. Народу собралось около здания Шарыповского волостного исполкома много, арестованные с одной стороны, зеваки поодаль. Фрол был в здании на допросе, его били. Мимо арестованных прошел офицер, заметил братьев Писарцовых (они ему строили дом), подошел к ним спрашивает:

-А вы тут что делаете?

-Да вот брата Фрола в чем-то обвинили, по какому-то делу и нас вместе с ним забрали.

Он взбежал на крыльцо исполкома, быстро вернулся и говорит:

— Идите отсюда, по-тихому, и спрячьтесь на день-два. Братья быстро через забор и с глаз долой.

Версий ареста Фрола несколько. Дочь Аксинья говорит: «Председатель управы в неспокойное время во всех делах виновен. Подсчитали, что в Красную армию больше парней отправил, а белым призывать некого», внучка Надежда слышала, что Фрол полушубки и валенки, получил в Ужуре, должен был белым отдать, а они оказались у красных». Он не был инициаторами выступлений ни против большевиков, ни против колчаковцев: «Не желаю быть красным, не желаю быть белым. Россиянином быть хочу, землю пахать и детей растить».

Фрола пытали, колчаковский офицер приказал 80 плетей Писарцову. Избитый, с трясущимися руками подошел к знакомым мужикам: «Дайте закурить и рассказать». Увидела Марья Фрола всего в крови и заголосила. Стояла на крыльце, на руках дочка 1,5 годика. Офицер ударил ее, она слетела с крыльца на мощеную камнем дорожку, девочка убилась, а Марья еще сильнее ее прижала к себе, офицер кричал: «Расстрелять ее!». Вёл ее расстреливать за деревню сосед Николай Заборовский (Отец его Артемий Никифорович Забаровский был свидетелем на венчании Фрола и Марьи). Николай говорит:

— Тетка Марья, я воздух выстрелю, а ты падай на землю и лежи.

Так она и сделала. А после спряталась в коровьем стаде, в лесу затаилась. Отец ее нашел, и у него за огородами в соломе находилась до прихода красных. Не найдя Марьи мертвой, белые пришли с обыском сначала в дом Фрола, потом в дом отца Сидора. Спрашивают, где Марья, среди мертвых нет. Аксинья, дочь Фрола 10 лет, стоит и говорит:

— Ее братка на коне привез, а дедка спрятал.

Некогда было гостям прислушиваться к лепету ребенка, они обыскали дом, всю ограду и уехали. Аксинья всю жизнь ругала себя за эти слова, чуть мать не погубила. После пережитого Марья три года не разговаривала. Но однажды весной, на печке сидя, говорит:

— Что ж вы огород-то не копаете, снег-то сошел? С того времени пришла в себя, до старости трудилась.

Под Пасху в четверг расстреляли и Фрола, сняли с него полушубок и валенки — катанки с отворотами. Подогнали сани, начали скидывать трупы расстрелянных, ноги Фрола без валенок сзади саней волочились. Трупы расстрелянных и замученных, казаки бросили в ров, чуть землей присыпав. Через две недели в село Шарыповское красные пришли, все, кто помогал казакам, были арестованы, кого-то осудили, кого – то приговорили к расстрелу. К десятилетнему юбилею революции 1927 г. перезахоронили расстрелянных красноармейцев рядом с церковью на площади Революции г. Шарыпово. Осенью раскапывали ров привезенные из тюрьмы казаки, осуществлявшие расправу в 1919 году. Фрола опознали по черным усам, а ступней не было, красный командир орал:

— Ищите ноги, видишь, ступней нет. Осень была дождливая, искали в жиже, пока не нашли.

И выросла деревенька — Гляден

Деревни рождаются по-разному. Официально пишут, что село Гляден, место для которого выбрал Дмитрий Писарцов, образована в конце XIX века. Первоначальное её название — засёлок Гляденский. Гляден — 1. В сибирских народных говорах слово «гляден» употреблялось для обозначения места, с которого можно осмотреть окрестности на несколько верст. Пишется оно в Шарыповском районе без Ь. Этот интересный русскоязычный топоним, может, и привезли с собой Писарцовы с Курской области. «Г» в начале слова для наполнения его русским смыслом (высокая гора — гляди! )

2. От древнерусского имени Гляден. Имя Гляден стоит в одном ряду с именами, образованными в дохристианскую эпоху от глаголов, — Обиден, Стоян, Ждан и других, зафиксированных учеными в новгородских берестяных грамотах XI-XIV веков. Многие из таких «глагольных» имен не сохранились даже в документах, однако их существование, бесспорно, подтверждают топонимы и соответствующие им фамилии.

Дом, построенный Дмитрием на пустом месте, целой улицей разросся, и после расстрела сына Фрола в 1919г. она Партизанской стала называться.
Поначалу отстроено было только три избы. Прочее население ютилось в землянках. Первые дома строились в три окошко, и лишь позднее появились дома крестовые, пятистенные. Новое селение росло быстро. Так, до 1902 года в Глядене поселилось 73 семьи, а население достигло 412 человек. В 1921 году в Глядене 78 домов, мужчин 255, женщин 265, рабочих лошадей 159, нерабочих 55, телег 36, саней 45, пил поперечных 21, топоров 25, лодок нет, пил продольных 3.

Около пятисот человек живёт здесь спустя сто лет. В своё время в Глядене были широко развиты народные промыслы. Пимокаты катали валенки, кожевенники выделывали сыромять, а шорники шили сбрую, обувь. Из древесины делали кадки, бочки, лагушки и другие бондарные изделия, гнули полозья и упряжные дуги, делали сани — розвальни и телеги. Из бересты плели лукошки и короба. Из лозы — корзины. Занимались животноводством, добывали мёд и воск, жгли известь, получали волокно из конопли, пряли шерсть и коноплю, ткали половики, из луба плели рогожи. К началу революции деревня считалась довольно зажиточной. Две мельницы отстроили здешние мужики на реке Кадате. В 1931 году началась коллективизация. Образовался в Глядене колхоз имени Молотова. Зажиточных крестьян раскулачили и выслали из деревни, в том числе две семьи Яковлевых – переселенцев с Курской области. В послевоенное время колхоз объединили с шарыповским, а в 1953 году переименовали в колхоз «Путь к коммунизму». В 1960 году в связи с созданием совхозе «Белоозёрский» образовано Гляденское отделение этого хозяйства. Гляденцы всегда отличались большим трудолюбием, умением получать высокие результаты в полеводстве и животноводстве. На весь район гремели фамилии Писарцовых, Любченко, Коваль, Белоусовых, Князевых, Рыжих и других.
В Глядене некоторое время находился детский дом, открывшийся в 1973 году. А сейчас существование деревни прочно связано с такой организацией, как Шарыповский психоневрологический дом-интернат — одним из лучших в крае учреждений такого типа, а также с основной общеобразовательной школой — одной из лучших в районе. Но гляденцы надеются, что и сельскохозяйственный потенциал деревни будет востребован.

Акт

Гляденского сельского ревкома

По предписанию Шарыповской волости земской управы от 20.01.1920г. №14 произвести точный учет хлеба граждан д. Глядень.

Понятые: Александр Яковлевич Рыжих и Иван Никитич Бычков

В списке обойденные дома 78 семей, мужчин — 255, женщин — 265, рабочих лошадей — 159, нерабочих — 55, телег 36, саней — 45, пил поперечных — 21, топоров — 25, лодок — нет, пил продольных — 3

в списке

Семья Писарцова Дмитрия Прокопьевича

Число душ обоего пола — 14

пшеницы — 41 пудов

ярицы — 5п

овес — 20п

гречихи — 2п

рожь — 35п

пшеницы — 2п

Не научилась жить для себя ( поколение III )

Аксинья Фроловна (01.02.1909 — 27.08.1998) – внучка Дмитрия, с ее умом, сердечностью, верностью нравственным устоям семьи — человек обаятельный, активный. Редко выпадали ей счастливые минуты жизни, чаще переживала она утраты, сталкиваясь с чуждыми ее духу силами, но характер ее несет в себе идеалы добра, чистоты и душевности.

Родилась в селе Гляден, отец Фрол был грамотным, а вот ей учиться не пришлось, была по жизни безграмотной.

«Помню себя с девяти лет. Отдали после смерти отца Фрола Дмитриевича в село Темра в прислуги. Ходила за скотом, было два пригона быков и телок и дойные коровы. Поила животных и корм раздавала. Хозяева Тюнины. Не одевали и не кормили должным образом, проработала на них один год. Умела выполнять любую работу, но любое умение не сразу приходит. Когда-то у одних богатых жила, уж морозы стояли, хозяйка приказала крыльцо помыть, вот девочка целое ведро воды вылила на крыльцо, та сразу примерзла, каток получился, хозяйка ребенка выпорола.

Потом перешла к Марьясовым, хозяйка Макрида Ивановна и хозяин Михаил Иванович, у них и года не прожила, месяцев девять, все дни только пряла пряжу, ничего другого не делала. От мастерицы матери научилась чуть ли не с рождения прясть, руки быстрые, пряжа тонкая получалась. Принесет хозяйка шерсть с целой овцы и приказывает прясть, я, совсем девочка, пряла всю ночь и к утру все руно готово. Кормили хорошо, одевали. Потом какое-то время жила с матерью в Глядене. В 1925 году родственники договорились (Писарцовы и Шевченко Кирилл Захарович ) и поженили Перевалова Василия Васильевича и Аксинью. Любви-то между нами не было, обоим по 17 лет. Он приезжал к тетушке Татьяне Шевченко в Гляден в гости. Его родственникам я очень нравилась. Высокая, статная, коса до пояса. Имела сильный характер и добрую, чуткую душу. Никогда не падала духом, не боялась никакой работы, всегда бодрая, энергичная. Собрали хорошее по тем временам приданое

Писарцовы в приданое дали телегу на железном ходу, плуг и коней. Жили тогда и работали на своей усадьбе, в своем хозяйстве. В 1930 году все приданое сдали в колхоз: и коней, и телеги, и плуги. В колхозе сначала работала поваром, а потом на разных работах. В 1927 году родила дочь Надежду, затем сыновей Михаила и Валентина. Жизнь семейная не удалась, нашел ее муж Перевалов себе другую женщину в Ораках Серафиму Кукарцеву и долгое время жил на две семьи. Зимой курсы вел при Оракской МТС, а летом бригадиром в поле работал. В 1937 году родилась у Серафимы дочь Нина, он бросил Аксинью с тремя детьми и стал жить с новой семьей. В Парной в 1938 году умерла жена у одного жителя Семенова Филиппа жена, осталось шестеро детей. Он то одну женщину приведет, то другую, они тут же уходили – шестеро детей, попробуй управься. Аксинья помогала, чем могла, ребенок младший в зыбке лежал. Старший Гоша с 1924, Надя, Гутя с 1930 г.р., Маня, Галя и сын Шурик 1934 г.р. Полный дом маленьких детей. Были живы родители умершей жены, помогали. В 1943 году Семенов пришел из трудармии, и они с Аксиньей поженились, пошла ведь за него, не испугалась, помогла детей поднять. Возможности этой натуры далеко не исчерпаны. Новый муж много времени проводил в тайге, привозил черемшу, солили бочками, потом ягода, орехи. Жили все равно бедно. На ужин давали стакан молока и стакан орехов. Мешками кедровые орехи добывал, но ни на одежду, ни на обувь средств не хватало. Садили гектар картошки. Семенов брал в тайгу подросшего Михаила, отдал ему шесть мешков орехов, чтоб продал, но ни одеться, ни обуться вырученных денег не хватило.

С началом Великой Отечественной войны начались новые испытания. Для молодой женщины Аксиньи, а было ей 32 года, как и для других людей, это были годы тяжёлого труда. Лозунг «Всё — для фронта, всё — для победы!» стал требованием жизни каждого. Некогда было думать о своём горе, все старались выполнять основную работу, своевременно платить налоги государству. Никто не спрашивал, где ты возьмешь все необходимое для уплаты налога: 10 кг коровьего масла, по 1,5 кг шерсти с овцы, яйца, мясо, даже свиные шкуры, которые шли на пошив солдатских сапог.

Сами ели то, что вырастало в огороде, а добавкой ещё были крапива, клеверные головки, лебеда и лист и ягода от боярки. Если от налогов оставалась продукция, то её продавали, чтобы купить керосин, соль, мыло, спички. Зерна давали по 200-300 граммов на трудодень, а то и меньше. А если выдавали муку, то мерили стаканами, и хватало её только на болтушку. Конечно, доставалось очень крепко, порой не хватало сил, но понимали, что это необходимо, и нужно выдержать. А работа не из легких: Аксинья работала грузчиком на элеваторе, таскала мешки. Основной труд тыловой жизни лег на плечи вот таких женщин. Ее боялись не только женщины, но и мужчины. Какие виды работ приходилось исполнять?

— В страду жала хлеб. Равных мне не было, норму перевыполняла в три раза. У всех по триста снопов, у меня около тысячи.

Несколько раз отгоняла лошадей из Парной на станцию Копьево. По разнарядке собирали коней из хозяйств на войну. Мужчин не было. А я, женщина смелая, и кони мне подчинялись. Дорога неблизкая, до Ужура почти 50 км., до Копьево более 50 км. Выбирала коня-вожака, приручала его, он за мной, а все кони за ним. Так до станции добирались, а там в загон, а затем по вагонам. С отбракованными (обычно 3-4 лошади не брали по разным причинам) отправлялась в Парную. За годы войны перегнала несколько сотен коней.

После войны работала свинаркой и вышла на пенсию. В моей трудовой книжке написано: «Профессия: пчеловод». Соседи говорили: «Она всю жизнь с пчелами возилась, вся медом и воском пропиталась. Помогала дочери Надежде растить детей, шила постельное белье, ребятишкам покупала одежду. Никогда без подарков не приезжала, возила вещи мешками. Очень хорошо стряпала, могла вести беседу с умными людьми».

Для неё радость — её внуки, правнуки, которых она всегда поддерживала морально и материально. Она просто не могла по-другому, не научилась жить для себя.

Добрейшей души человек, чуткий, внимательный, легка на подъём. Помогала, чем может не только родным, но и всем, кому нужна эта помощь. Хотя жизнь её была трудной, как и у большинства её сверстников. Несмотря ни на что, будь то болезни, душевные раны – двух сыновей схоронила, она удивляла силой своего духа, жизнерадостностью, терпеливостью, бескорыстием, юмором и трудолюбием. Её невозможно представить без движения, в унынии. Она по жизни оптимист, что помогало ей преодолевать все жизненные перипетии. Её по праву можно назвать счастливым человеком, потому что, дожив до 90 лет, находилась в силе, в разуме, имела 12 внуков и 25 правнуков и 10 праправнуков. Разве это не счастье?! Счастье, что умела любить, и сама любима, что умела преодолевать жизненные невзгоды, а их было предостаточно, и в то же время не очерствела душой.

Хранительница вечных семейных устоев (поколение IV)

Каждый человек живёт по-своему. Но сколько смысла в таком житье-бытье: можно написать не один роман, разбираясь в лабиринтах прожитых дней Надежды Васильевны Тархановой – внучки Фрола. А может, все проще. И в ее жизни легко выделяются главных два слова: дети и работа. Совершенно закономерно, что в центре любой большой семьи выделен образ матери, с ее терпением, добротой, великодушием, жалостью. Да, она простая деревенская женщина-мать, хранительница дома, земли, извечных семейных устоев и традиций. Она стала истинной опорой для семьи после смерти мужа — воплощением надежды, мудрости, доброты и милосердия. Росла смышленой девчонкой, очень самостоятельной и независимой. Родители разводились, дети были не нужны, поневоле станешь самостоятельной. Мать дала корову и отселила дочь едва 14 лет исполнилось с братом Михаилом.

Замуж вышла за красавца Тарханова Василия Зиновеевича 1924 года рождения в 1947 году и уехали с ним по комсомольским путевкам в Тыву, где у нее родились первые четверо детей. По состоянию здоровья Тыву пришлось оставить и вернулись в родные Ораки. Василий построил дом, в котором родилось еще трое детей: дочь Валя, сын Коля, дочь Альбина. Детей вырастила семерых, все умеют трудиться, у всех свои семьи, и у нее 14 внуков и 10 правнуков. Не каждая мать переживает своих родных детей, ей выпала эта горестная участь: сына Николая — 27 лет и дочь Валентину — 9 лет оплакала и похоронила на оракском кладбище.

Чистого трудового стажа у Надежды 57 лет, она, без специальности и образования, кем только не работала: трактористкой, секретарем, кассиром, кладовщиком, няней, сторожем, учетчиком, пять лет была чабаном — единственная женщина — чабан в районе с 1964-69 годы. Сутками в морозы, в жару с овцами. Не сосчитать, сколько тракторных кировских телег с соломой и сеном перекидала по кормушкам, сколько ягнят вынянчила! Заработала хорошую пенсию. При постоянно пьющем муже вырастила семерых детей, трое закончили институты, остальные техникумы.

Работы в ее жизни было край непочатый, ни дня без дела не сидела. Где только ни зарабатывала деньги, чтоб детей поднять, образование дать, потом внукам помочь расти. Трудовая книжка выписана в 1947 году, а до этого была война, где подростки заменили ушедших на войну взрослых. Всю войну работала на тракторе №5, названном «Герой», вместе с подругами пахала и сеяла зерно. Она на старости с лёгкостью, не задумываясь, называла все детали и агрегаты стальных машин того времени, особенно те, которые чаще всего ломались.

Затем в Оракской МТС- учетчица тракторной бригады, кладовщик склада, продавец, техничка в клубе и в школе. Про колхоз не очень приятно вспоминать. Полный дом детей, оставить не на кого, а работать надо без выходных и полный день. Дети подрастали, помогали друг дружке, заодно и колхозу копать отмеренных каждой семье 15 соток картошки, пололи по три сотки свеклы, каждое лето заготавливали веники для совхозных овец. И вновь искала работу: устроилась сторожем, затем сборщиком молока. Днем на работе, вечером вышивала ковры, вязала салфетки, носки и детям и внукам.

Будь образование, возможно, не пришлось бы столько физически работать, но учиться не дала война. 25 девочек, в том числе и рослую Надю отобрали из седьмого класса Парнинской школы и отправили в Красноярск на военный завод. На этом учение закончилось. Учиться любила. На старости без очков, имея 100% зрение, читала книги, газеты, шила, вышивала. На заслуженном отдыхе тоже работала: в огороде нет ни единой травинки. Развела целое стадо коз, гусей, уток, каждый день управлялась по хозяйству. А позади — целая жизнь, полная горя и радости. Её труд увенчан многими наградами — медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», многими юбилейными медалями. Она имеет многочисленные Почётные грамоты, Благодарности разных уровней.

Обладала даром растить интересных детей, внуков. С младшим внуком Сергеем водилась, не умел говорить, а знал все буквы, в два года читал, да такую любовь привила к книгам, что он все книги в библиотеке перечитал. Все ее дети достойные граждане своей страны, дочери Елене присвоено звание «Заслуженный учитель России». Человек силен лишь тогда, когда он прочно стоит на земле предков, не игнорирует преемственности поколений и живет мудростью народа. Главное для женщины – быть приятной и мягкой, спокойной и уравновешенной. И тогда ее обхождение и доброта будут умиротворять. Как хорошо, что есть такие женщины, матери и одна из них Надежда Васильевна Тарханова — внучка Фрола Писарцова.

Рачительный хозяин – Иван Писарцов

В роду всегда кому-то выпадает миссия за все отвечать. В семье Николая Фроловича это предназначение досталось его сыновьям Александру 1929 г.р. Ивану 1931 г. р. Отец — опора и надежда — ушел на войну и погиб, Ване было 10 лет. Два года жили нормально, так как хватило зерна, заготовленного отцом. Помогала мать материально четырем сестрам, которые бедствовали. Детство для сыновей Николая кончилось, сразу стали взрослыми за все отвечающими. Наверно, поэтому Иван жениться сумел в 17 лет, т.к был совершенно взрослым ответственным человеком, слов на ветер не бросал. «Пришли в ЗАГс, нас не регистрируют, годов не хватает. Где бы ни работал, что бы ни делал, его всегда хвалили, что был очень послушным, трудолюбивым, и куда бы его ни посылали, не отказывался. Стали так жить, родился в 1949 сын Николай, пошли его регистрировать, там и нас расписали, стали мужем и женой на законных основаниях. Второй сын Анатолий родился, забрали Ивана в армию, служил 3 года 8 месяцев. Я осталась одна: ходила на работу, зимой ездила за дровами. Сколько буду жить, добрым словом буду вспоминать Петра Фроловича Писарцова и его жену. Отправлюсь за дровами в воскресенье, смотрю, и он едет, свои дрова загрузит, идет ко мне, все сложит, завяжет, усадит меня и отправит впереди. Он работал комбайнером, Иван Рыжих и Мотя штурвальными, а я на копнителе. Мотя спустится:

— Иди на комбайн, отдохни, я за тебя поработаю. На праздники и в выходной иду к ним в гости. Пляшем на западне подполья: «Девки, провалитесь», все хохочут.

Иван служил в Иркутске, часть только формировалась, землянки выкопали и зимовали, дали ему трактор большой. А за запчастями он приезжал в Шарыповскую МТС, 2-3 дня дома поживет и уедет назад», — рассказывает жена Ивана Надежда Семеновна.

Три с лишним десятилетия Гляденское отделение возглавлял Иван Николаевич Писарцов. Это был рачительный хозяин, требовательный к подчиненным, новатор. Именно в Глядене появился первый кормозаготовительный цех. Цех стал работать и надои на фуражную корову превысили три тысячи килограммов. Высокими сделались привесы молодняка.. О том, какого развития достигло животноводство говорят цифры. В 1993 году здесь насчитывается более трех тысяч голов крупного рогатого скота. А какое мощное поколение механизаторов было в те времена. Труд от зари до зари считался нормой. Выполнение плана продажи зерна государству было законом.. Всего вдосталь заготавливали: фуража, сена, силоса, сенажа. Всё это ложилось на плечи А.Н. Писарцова. «Иван — золотой был человек. Трудяга, мастер на все руки, рачительный руководитель. Это при нём выкопаны были и обустроены местные пруды, которые до сих пор служат народу. А искусственный водопад стал символом села и любимым местом отдыха гляденцев. Жила мечта в душе Ивана — красивый дом построить, рисовал его в воображении и, наконец, решился. Вдвоём отец с сыном Сергеем строили дом, в котором 17 дверей, три этажа. Сколько труда в него вложено было — не меряно. Колдовали над кирпичным орнаментом стен, над резными украшениями деревянных заборчиков и балкончиков.

Достойная наследница (поколение V)

Сегодня, как, впрочем, и всегда, люди ищут жизненные ориентиры, фундамент, почву под ногами. В том числе, ищут и Народных героев объединённого Красноярского края. Такого высокого звания была удостоена в 2009 году учительница Оракской основной школы, депутат Шарыповского районного Совета Е.В. Буркина

Она – человек, обладающий даром любить родную землю, свой народ и культуру, патриот своей маленькой родины, способный передать эту любовь ученикам, зажечь их этой любовью. Она ведёт социально-ответственный образ жизни и проявляет себя в различных сферах профессиональной и общественной деятельности.

В нашем районе её знают все. И когда летом 2006 года Елене Васильевне было присвоено звание «Почётный гражданин Шарыповского района», населением это было встречено, как должное.

Родилась она в селе Ораки в старинном крестьянском роду Тархановых. Здесь всегда чтили предков и память о них. На этих воспоминаниях, на старинных, пожелтевших фотографиях из семейного архива девочка воспитывалась, запоминая и живо переживая рассказы старших. Как-то само собой получилось, что выбрала Елена Васильевна профессию учителя, окончив педагогический институт.

Чем отмечены эти десятилетия? Е. В. Буркина стояла у истоков краеведческого движения в районе. При её активном участии было создано общество «Поиск». Оно приобрело известность в крае, уважение и доверие серьёзных людей.

Но главное музейное богатство – это целая роща родословных деревьев, выращенных Еленой Васильевной и нами, юными последователями. Самое развесистое древо, корни которого уходят на несколько столетий в глубь истории, древо Тархановых. Чуть скромнее моё генеалогическое древо Переваловых. И, конечно, самое видное древо Писарцовых. Трудно переоценить важность такой работы для воспитания молодого поколения. Человек силён лишь тогда, когда он прочно стоит на земле предков, не игнорирует преемственности поколений, и живёт мудростью народа.

Научив подростка гордиться и любить историю своей семьи, рода, моя учительница учит его любить как свою малую, так и большую Родину. Непросто научить человека любить Родину, защищать страну, государство, если нет у него этих чувств к не столь масштабным категориям, но очень ему необходимым: к семье, своему роду. Поэтому чувство любви к Родине, ощущение кровной связи с нею формирует Елена Васильевна через изучение детьми истории собственных семей и родов.

Стала лауреатом Первого профессионального краевого конкурса педагогов-воспитателей. И всегда рядом с ней были мы, дети. Выступали с исследовательскими работами, организовывали в краевом Дворце пионеров и школьников гостиную, проводили мастер-классы в других школах.

Думаете, такие качества как талант, духовность, патриотизм развиваются у детей сами по себе? Вовсе нет. Только умная учительница способна воспитать умного. Только достоинство воспитывает достоинство. Только добрый поступок взрастит такой же.

Педагогическая деятельность Е. В. Буркиной высоко оценена государством. Она является отличником народного просвещения, заслуженным учителем Российской Федерации. Входит в число лучших учителей России, за что в 2006 году удостоена специальной премии в рамках национального проекта «Образование».

То, что Елена Васильевна – прекрасная мать, бабушка, жена, что близкие не чают в ней души, даже не обсуждается. В древнем роде Писарцовых, Тархановых так было всегда.

А ещё она – депутат Шарыповского районного совета второй созыв подряд. Причём бороться за симпатии избирателей ей даже не приходилось. Достаточно было заявить себя. Народная поддержка была обеспечена всей её общественной деятельностью.

Не уронила честь Рода (поколение VI )

Семенова Оксана Васильевна 1970 г.р., прапраправнучка Дмитрию Прокопьевичу Писарцову, стала учителем, как и ее родители. Работает в г. Абакане в школе №25, учителем информатики, имея высшую категорию. Педагогический стаж – 18 лет, она Почетный работник общего образования Российской Федерации (2012), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями (2011), призер Республиканского конкурса «Учитель года -2011», победитель конкурсного отбора среди учителей г. Абакана на получение денежного вознаграждения за достижения в инновационной деятельности (2010), победитель конкурса на соискание премии Правительства Республики Хакасия лучшим педагогическим работникам (2010), лауреат всероссийского конкурса «Педагогические инновации» (2009), достижения Семеновой О.В. отмечены Почетными Грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации (2007, 2011). С 2004 года Оксана Васильевна является тьютором целевых курсов «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании» при Хакасском Республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. За значительный вклад (обучено более 300 работников образования г.Абакана) в реализацию программы «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании» награждена Почетной Грамотой Хакасского республиканского института повышения и переподготовки работников образования (2010). Вот такие учителя из рода Писарцовых, правильные, любящие детей, всю душу им отдающие. У нее прекрасная семья, две дочки.

Горжусь своими предками (поколение VII)

Семенова Анастасия Андреевна она внучкой Дмитрию Прокопьевичу является в шестом поколении. Окончив школу с золотой медалью, поступила в НГУЭУ в 2009 году в Институт экономики, учета и статистики на специальность «Экономика». В этом году она студентка уже 4 курса. За время обучения она показала себя высокоорганизованной, целеустремленной студенткой в усвоении знаний. За 4 семестра она получила на сессиях только одну четверку по Отечественной Истории, все остальные экзамены сданы на «отлично». Анастасия обладает аналитическим складом ума и творческими способностями, в особенности по экономическим дисциплинам.

Настя активна во всех формах научно-исследовательской работы: олимпиады, конференции, деловые игры; является участником Городского Центра Проектного Творчества. За участие в работе научно- практических семинаров для студенческой молодежи «Перспективы развития города Новосибирска: проблемы и пути их решения» награждена благодарственным письмом Департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии г. Новосибирска. За участие в межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» Анастасия удостоена дипломом второй степени. Английским языком занимается дополнительно, получая диплом переводчика государственного образца, обучаясь по специальности «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». Она является участником серии деловых игр «Железный предприниматель». В сентябре этого года Настя в составе команды “Alia tempora» (разработка проекта, основанного на технологии «дополненной реальности») заняла II место.

Анастасия активно участвует в общественной жизни института и университета: проводит конкурсы и праздники, награждена благодарственными письмами за участие в подготовке праздников на лучшую группу 1 курса ИЭУиС «Весеннее обострение» (2010г.) и «Весенний балаган» (2011 г.).

Настя успешна не только в учебной деятельности, имеет и спортивные достижения. Она является членом сборной команды НГУЭУ по плаванию. В мае этого года сборная девушек НГУЭУ по плаванию завоевала «бронзу» в эстафете 4 х 50 вольным стилем в рамках спартакиады вузов Новосибирска, в прошлом году получили «серебро» в комбинированной эстафете 4 х 50 (грамоты у тренера по плаванию Попова Александра Игнатьевича).

В последнее время Анастасия стала активно принимать участие и в жизни г. Новосибирска. Настя- волонтер от Авторской школы «НООГЕН» по подготовке к Карнавалу Мечты, который является частью Международного молодёжного инновационного форума Interra- 2011. Опять же в рамках Интерры она участник Форума «Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска», тема: «Стратегии градостроительства и аутентичная архитектура». И вполне заслуженно получает стипендию мэра г. Новосибирска.

Выводы

Человек, знающий свои корни, укорененный — значит, крепко стоящий на ногах, устойчивый в жизни. Сознание, что ты не сам по себе, а часть огромного дерева и за твоими плечами многие поколения вполне конкретных людей, добавляет силы, дает ощущение поддержки, расширяет границы жизни любого человека. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, стремилась раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь. Нужно много взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения. Мы узнаем все о человеке: угадываем дисгармонию души, распад с миром, драматизм нравственных поисков или, напротив — высшую гармонию с миром, людьми. В данной работе представлены несколько поколений большого рода Писарцовых: Дмитрий Прокопьевич Писарцов (1832-1936) – основоположник рода, его сын Фрол Дмитриевич Писарцов (1884-1919), его дочь Аксинья Фроловна ( 1907-1998), ее дочь Надежда Васильевна (1927-2012), ее дочь Буркина Елена Васильевна, ее дочь Семенова Оксана Васильевна, ее дочь Семенова Анастасия Андреевна — более ста лет истории семьи, истории страны. Народ без истории лишается права называться народом. Это всего лишь население. И, познавая свои исторические корни, каждый ведь в конце концов стремится прежде всего понять и в какой-то мере постичь самого себя, постичь свое будущее и будущее своих детей, и если жажда хоть в малейшей степени утоляется, человек как бы частичкой приобщается к бессмертию. Жизнь нескончаема и беспредельна. События одной семьи не дают четкого ответа на основные вопросы бытия. В этом его прелесть. Не давать однозначного ответа, а научить думать, домысливать, сопереживать. Только так можно научиться жить с достоинством. Проект осуществлен, проведен большой семейный сбор Писарцовых, на нем шел рассказ о больших 7 ветвях Рода, в котором все нашли достойное место в жизни. Праздник вызвал особенное чувство: это была радость души, ощущающей единение и слияние добрых душ, полных взаимного доброжелательства и доверия, собравшихся для мирного обмена чувствами и добрыми мнениями. Ни сплетням, ни пересудам, ни злословию не было места на этом празднике. Если и говорилось об отсутствующих знакомых, то исключительно с целью вызвать к ним участие, если с ними случилось что-нибудь, требующее сочувствия или содействия им.

Что такое история Рода? Это не только имена родственников и даты их жизни, это не только таблицы родственных связей и поколенные росписи. Это нечто большее. История Рода объединяет людей в самое тесное сообщество, именуемое семьей. Человек не может изменить прошлое, он не может выбирать себе предков, но может стать достойным их и не уронить честь Рода. Каждый может гордиться своими предками, однако надо твердо помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины, человек в силах выбрать свое будущее.

Дата обновления страницы: 21.03.2021

Опрос (родителей и учащихся) в рамках НОК